Профилактика плоскостопия

Профилактика плоскостопия у ребенка

 

Ребенок, имеющий плоскостопие, быстро утомляется, испытывает боли в области позвоночника, в тазобедренных суставах, коленях и ступнях. Освободиться от недуга довольно трудно, гораздо легче предотвратить его возникновение.

В особой заботе нуждаются дети не только с плоской, но и с уплощенной стопой. Несмотря на то что в дошкольном возрасте стопа еще не сформи­рована, при плоскостопии существует опасность отрицательной динамики.

Во время осмотра ребенка следует обращать внимание на положение пятки. При нормальной стопе оси голени и пятки совпадают, в случае про­дольного плоскостопия образуют угол, открытый к внешней стороне (вальгусная установка стопы). Это легко определить по детской обуви: при вальгусном положении (низко опущен внутренний край) - стаптывается внутрен­няя часть подошвы, при варусном (уплощен наружный край) - сильнее деформируется наружная сторона подошвы.

В дошкольном возрасте еще не поздно улучшить состояние стопы и предотвратить формирование плоскостопия. Для этого необходимо регуляр­но выполнять специальный комплекс упражнений.

Дети занимаются в спортивной форме босиком.

 

Массаж стоп

1. Ребенок садится на пол (ноги вытянуты). В течение 3—4 мин взрослый растирает стопы ребенка по направлению от пальцев к пяточной области, затем массирует голени - от стопы к коленному суставу. Растирание выпол­няется основанием ладони либо тыльной поверхностью полусогнутых паль­цев. Массаж также можно проводить при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы.

2. Ребенок ложится на спину. Взрослый левой рукой охватывает ногу ребенка так, чтобы голень была между большим и указательным пальцами. Выполняя круговые движения большим пальцем правой руки, взрослый энергично растирает ступни (указательный и средний пальцы лежат на на­ружной поверхности стопы).

"Сборщик". Ребенок садится на пол (колени полусогнуты) и собирает пальцами левой ноги мелкие предметы (например, ластик, бумажный шарик, карандаш, губку и т. д.). Через 1-2 мин упражнение следует повторить пра­вой ногой.

"Художник". Карандашом, зажатым пальцами правой стопы, ребенок рисует различные фигуры на листе бумаги, придерживая его левой стопой. Через 30-50 сек упражнение следует повторить правой ногой.

"Гусеница". Ребенок садится на пол (колени полусогнуты), прижимает пятки к полу и в течение 30-50 сек сгибает пальцы ног, постепенно продви­гая пятки вперед, имитируя движение гусеницы.

Упражнения с гантелями. Ребенок берет в каждую руку гантель (1 кг), ставит ноги вместе, руки вниз. На счет 1 - приседает, вытягивает руки впе­ред. На 2 - встает, опускает руки. И так далее.

Исходное положение то же. На счет 1 - выпад правой ногой вперед, руки в стороны. На счет 2 - исходное положение. На 3-4 - то же с левой ноги.

Упражнение выполняется в течение 30-50 сек.

Ходьба. В течение 30-50 сек ребенок ходит на пятках, на носках, на внутренней и наружной сторонах стопы.

Бег. Ребенок бежит короткую дистанцию (до 30 м) с максимальной скоростью.

"Семенящий" бег. Ребенок должен сделать 2-4 подхода по 5 сек.

 

Долговременное пребывание в положении стоя, продолжительная ходь­ба по твердому грунту, а также переноска тяжестей провоцируют чрезмерную нагрузку на стопы. Укреплять мускулатуру ног и свода стопы также необхо­димо с детства. Предлагаем упражнения для детей, которые помогут достичь хороших результатов.

 

Упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода стопы.

 

Катание мяча. Ребенок садится на пол или табурет, ставит ступню на теннисный мячик и катает его то к носку, то к пятке двумя ногами попере­менно.

 

Катание чулка. Ребенок садится на пол или табурет, раскладывает перед собой чулок (платок). Выдвигает вперед одну ногу и, распрямив паль­цы, хватает ими чулок и подбирает его часть под ступню. Снова распрямля­ет пальцы и подбирает новую часть чулка. Повторяет до тех пор, пока чулок не исчезнет под стопой полностью. Упражнение выполняется сначала правой, затем левой ногой, а потом обеими ногами одновременно.

 

Игра в шарики и кольца. Ребенок садится на пол. Перед ним взрослый раскладывает в линию десять колец, перед каждым кольцом кладет шарик. Ребенок поочередно опускает шарики в кольца: пять - пальцами правой ноги, пять - левой. Затем вынимает их руками и кладет перед кольцами, после чего поочередно опускает кольца на шарики: пять - пальцами правой ноги, пять - левой.

 

Игра в мяч ногами. Упражнение выполняется в парах. Дети садятся на пол напротив друг друга и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Хватают ногами теннисные мячики и перебрасывают их. Ловить мяч руками нельзя.

 

Танец на канате. Ребенок идет по линии, которая нарисована на полу мелом, удерживая равновесие (руки разведены в стороны, колени прямые). Одну ступню ставит вплотную перед другой. Нив коем случае нельзя ставить ногу рядом с линией, иначе можно "упасть вниз".

 

Помимо вышеперечисленных упражнений профилактике плоскостопия способствуют спортивные игры на открытом воздухе (футбол, волейбол, гандбол). Также полезны ежедневные ножные ванны (температура воды 36-37 °С) в течение 1-1,5 мин.